Речевые нарушения у взрослых и детей являются серьезной проблемой в клинической медицине и реабилитации. Они могут существенно влиять на качество жизни, провоцировать появление психологических проблем, создавать преграды в общении и социальном взаимодействии. В ОН КЛИНИК можно провести полную диагностику расстройств речи и подобрать схему коррекции. Также пациенты получают дополнительные медицинские услуги, необходимые для восстановления нарушенных когнитивных функций.
Этиологические факторы
Расстройство речи — патологическое состояние, характеризующееся утратой способности произносить звуки, формулировать, выражать свои мысли, понимать других людей.
Причины развития:
- повреждения головного мозга;
- перенесенный инсульт;
- опухоли ЦНС;
- нейродегенеративные заболевания головного мозга;
- психологические причины (стресс, тревожные расстройства, депрессия).
Проблема расстройств речи у взрослых является важной частью медицинской реабилитации, так как подобные нарушения могут значительно ограничивать возможности пациента, перенесшего острые сосудистые катастрофы или травмы. Патология может быть спровоцирована естественным ухудшением познавательных функций на фоне старения организма, сопровождающегося снижением памяти, внимании, когнитивных процессов.
Классификация
Выделяют нарушения письменной (дислексия, алексия, аграфия) и устной (дислалия, тахилалия, заикание) речи. Также встречаются афазия, алалия, дизартрия. Каждое состояние требует проведения комплексного обследования, внимательного изучения. Только после тщательной диагностики можно распознать патологию, подобрать схему коррекции.
Речевые отклонения могут оказывать негативное влияние на потенциал взрослых в образовании, карьере, личной жизни. Ограниченная способность выражать мысли может привести к трудностям в реализации профессиональных целей, поиске работы, выстраивании качественных межличностных отношений.
Диагностика
Диагностика осуществляется неврологами, логопедами или психологами. Она включает различные виды специального тестирования, исследование неврологического статуса. При диагностике обычно оцениваются артикуляция, аудиослуховые функции, высшие речевые функции, понимание сказанного. Дополнительно применяются ЭЭГ, МРТ. В результате обследования можно поставить точный диагноз, подобрать необходимую терапию.
Клинические проявления
Признаки расстройства речи зависят от типа и степени нарушения. Одним из наиболее распространенных симптомов является дизартрия. Она характеризуется изменением артикуляции звуков, интонации. Другим частым признаком является афазия. Она проявляется в нарушениях понимания сказанного (сенсорная афазия), нарушение устной речи (моторная афазия). Также могут наблюдаться проблемы с фонетикой, грамматикой, словарным запасом.
Лечение
Коррекция речевых расстройств может включать индивидуальные занятия с логопедом, медикаментозную терапию или другие методы, в зависимости от причины и тяжести патологии. Окончательные результаты зависят от многих факторов, включая характер имеющегося заболевания, мотивацию, точность выполнения рекомендаций лечащего врача. В некоторых случаях требуется психологическое консультирование. Правильно подобранная терапия позволяет значительно улучшить качество жизни пациента, восстановить его самооценку, а также улучшить его социальное взаимодействие.
Расстройство речи является серьезным заболеванием, которое оказывает негативное влияние на все аспекты жизни пациента. Поэтому ранняя диагностика, своевременное лечение играют важную роль в восстановлении нормального функционирования речевой системы.
Преимущества лечения в ОН КЛИНИК
- Применение комплексных методов, включая когнитивно-поведенческую терапию.
- Тщательное изучение всех аспектов клинического случая.
- Возможность посещения специалистов разного профиля.
Список литературы
- Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 189 с.
- Рипа М. Д. Лечебно-оздоровительные технологии в адаптивном физическом воспитании: учеб. пособие для академического бакалавриата / М. Д. Рипа, И. В. Кулькова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 158 с.
- Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 318 с.
- Медико-биологические основы дефектологии: учеб. пособие для академического бакалавриата / Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман; отв. ред. Р. И. Айзман. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 224 с.
- Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 158 с.
Часто задаваемые вопросы
Влияет внутриутробный период на формирование речи?
Во время внутриутробного развития и родов происходит формирование мозговых структур. Любые травмы, инфекции, недостаток кислорода оказывают значительное влияние на речевую функцию. После родов ребенка тщательно осматривает невролог. Также назначается дополнительная диагностика, позволяющая выявить аномалии рефлексов, кровоизлияния в головном мозге.
Как предупредить речевые нарушения?
Профилактика зависит от причин, которые провоцируют речевые нарушения. Часто они развиваются после изменения мозгового кровообращения, перенесенных неврологических заболеваний. Для предупреждения речевой дисфункции необходимо как можно скорее начинать лечение основной патологии. Особое внимание рекомендуется уделять реабилитации после перенесенных травм, инсультов и других подобных подобных заболеваний.
Каковы особенности речевых нарушений черепно-мозговых травм и инсультов?
Речевые нарушения, возникающие после сосудистых катастроф, черепно-мозговых травм, относят к мозжечковой дизартрии. В зоне ишемии при подобных нарушениях ткани начинают страдать от недостатка питательных веществ и кислорода. В месте кровоизлияния на клетки давят гематомы. Мозжечковая дизартрия сопровождается медленной, прерывистой речью, нарушением ее ритма, непривычным твердым произношением мягких звуков.